Зачем транспортным средствам мешки с газом на крыше?

Автомобили на дровах и свечном газу были не единственным ответом на ограниченные запасы бензина во время Первой и Второй мировых войн. Еще более громоздкой альтернативой были автомобили с «газовым мешком».

Зачем транспортным средствам мешки с газом на крыше?

Автомобили с «газовыми мешками» получили распространение во время Первой мировой войны и (особенно) Второй мировой войны практически по всей Европе: во Франции, Нидерландах, Германии и Англии как импровизированное решение проблемы нехватки бензина. Помимо легковых автомобилей, этой технологией также были оснащены автобусы и грузовики. Транспортные средства потребляли «городской газ» или «уличный газ»: побочный продукт процесса превращения угля в кокс (который в дальнейшем шел для производство железа).

Сегодня транспортные средства, работающие на компримированном природном газе (КПГ) или сжиженном нефтяном газе (СНГ), вполне практичны. Топливный бак у таких авто должен быть примерно в два раза больше, чем бензиновый топливный бак, чтобы получить такой же запас хода. Но топливо, используемое для транспортных средств с газовыми баллонами во время мировых войн, не было сжатым и имело гораздо более низкую плотность энергии, чем СНГ или КПГ. Для замены бензина требовалось много кубометров газа.

Единственным способом получить хоть какую-то практическую дальность полета было использование очень большого «топливного бака». Автобусы для этого подходили лучше, чем автомобили — у них на багажнике на крыше имелся полноразмерный газовый баллон. Он мог быть заключен в обтекатель, но чаще всего такого не было.

Частные автомобили оснащались деревянным каркасом, который крепился к крыше и усиленным бамперам автомобиля. Трудно было не заметить проезжающий мимо автомобиль с газовым баллоном.

Зачем транспортным средствам мешки с газом на крыше?

Голландский старожил имел мешок для хранения газа объемом 13 кубических метров, которые давали ему запас хода примерно 50 км. Аэродинамика автомобилей с газовыми баллонами была катастрофической, поэтому экономия топлива была далека от оптимальной.

Свидетели проезжающего мимо автомобиля могли легко увидеть, сколько осталось топлива: газовый баллон был полностью надут в начале поездки и сдувался с каждым пройденным километром.

Мешки для хранения газа были сделаны из шелка или других тканей, пропитанных резиной (одним из производителей был Zodiac). Эти мешки были намного дешевле и проще в изготовлении, чем металлические баки. Их можно было отремонтировать так же, как, например, велосипедные шины. Баллон крепился к крыше с помощью колец и ремней. Некоторые автомобили с газовыми мешками могли работать как на газе, так и на бензине. Переключением между двумя вариантами можно было управлять из салона.

Зачем транспортным средствам мешки с газом на крыше?

Автомобили с газовыми баллонами имели свои «риски эксплуатации». Одним из очевидных был пожар, который мог вызвать взрыв газа. В результате людей, ожидающих автобус, призывали не курить. Еще одним риском были мосты и другие препятствия над головой. Водителю нужно было знать точную высоту своего автомобиля и мостов, под которыми он планировал проехать. Слишком высокая скорость тоже не лучшая идея. Было рекомендовано не превышать скорость 50 км/ч не только для сохранения приличной дальности полета, но и для того, чтобы топливный бак не слетел с машины.

На фото как минимум шесть работающих автобусов с газовыми баллонами в Шаване («Сэнди Бэй»), Шаньдун, Китай, в 1965 году.

Автобусы с газовыми мешками все еще можно было увидеть в Китае в 1990-х годах , особенно в муниципалитете Чунцин, где они работали дешевым вариантом общественного транспорта.

Тема Статьи: