Выражать недовольство конструктивно

Чтобы добиваться своего

Жалобы на жизнь часто провоцируют у окружающих дежурную реакцию: «Прекрати себя жалеть!» Даже если эти фразы задуманы как дружеская поддержка, обычно вместо успокоения они вызывают обиду и злость. Кроме того, не стоит воспринимать этот совет буквально. Жалобы помогут не только выпустить пар, но и разобраться в настоящих причинах проблем. При этом важно выражать недовольство конструктивно, иначе, как показывают исследования, эффект будет прямо противоположным: стресс усилится, а человек попадет в ловушку ментального искажения, которое называется катастрофизацией. Именно из-за него мы преувеличиваем масштабы проблемы и тяжесть ее последствий.

Выражать недовольство конструктивно

Как же жаловаться конструктивно? Главное правило — выражение недовольства сработает вам на пользу, если вы сумеете разобраться в своих чувствах перед тем, как начнете жаловаться. В этом случае вы просто защитите свои законные права и дадите понять окружающим, что вас конкретно не устраивает.

Но, чтобы понять, чем именно вы недовольны, нужно научиться анализировать свои чувства спокойно и беспристрастно. Хорошим подспорьем может стать привычка вести дневник. Воспринимайте фиксацию своих чувств не как литературное занятие, а как терапевтический инструмент. Есть исследования, подтверждающие, что изложение чувств на бумаге улучшает психологическое самочувствие даже у переживших травму. Письменные практики дают возможность сфокусироваться на неприятном опыте в безопасной обстановке и в результате по-настоящему его осознать и переработать.

Если письменные практики не для вас, воспользуйтесь советами, составленными психологами Гаем Уинчем и Тиной Гилбертсон. Уинч — автор книги «Скрипучее колесо», в которой он пишет о пользе жалоб.

Выражать недовольство конструктивно

Сразу определитесь, зачем вы жалуетесь и чего хотите добиться

Лучше всего в самом начале разговора прямо сообщите собеседнику о своей цели. Если хотите просто выпустить пар — не проблема, так и скажите. Тогда он будет знать, на какую реакцию вы рассчитываете, и сможет вас поддержать.

Ищите решение

Перед тем как выразить недовольство, например качеством услуги, задумайтесь, есть ли возможность исправить то, что вам не нравится. Если вы не просто предъявите претензии, но и предложите компромисс, который потенциально может устроить всех, решить проблему будет гораздо проще.

Выражать недовольство конструктивно

Постарайтесь абстрагироваться от своих эмоций

Это не даст оппоненту повод занять защитную позицию. Изложите претензии спокойно, четко и кратко, придерживаясь исключительно фактов. В таком случае собеседник сможет рациональнее воспринять ваши слова. И вероятность конструктивного продолжения возрастет.

Выражать недовольство конструктивно

Упомяните в начале и в конце своего обращения что-то хорошее

Например, начать претензию к компании, приславшей бракованный товар, можно с того, что вы — давний лояльный клиент. А закончить — благодарностью за уделенное вам время.

Напоминайте себе, что тот, кому вы предъявляете претензии, может быть, на самом деле не виноват в ваших проблемах

Этого психологического трюка достаточно, чтобы держать уровень агрессии под контролем. Если вы будете жаловаться спокойным тоном, у человека, разбирающегося с вашей жалобой, будет больше желания вам помочь.

Выражать недовольство конструктивно

Тема Статьи: